Этот день в истории космонавтики.

Все самые свежие космические разработки, новости астрономии и космонавтики. Запуски космических аппаратов во всем мире, исследования космической отрасли. Орбитальные станции.

Модераторы: Administrator, KOSTEY, boom, suen, Официальный представитель, Модераторы

Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

23 сентября исполняется 40 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника "Космос-1310" ("Тайфун-1А", "Вектор"), предназначенного для калибровки наземных радаров.

23 сентября исполняется 10 лет (2011) со дня запуска в Японии (космодром Танэгасима) разведывательного спутника IGS 6A.
Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

Поздравляем космонавта Роскосмоса Александра Мисуркина с днём рождения!
Изображение
Сегодня, 23 сентября 2021 года, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ Александр Мисуркин празднует свой день рождения.

В октябре 2006 года Александр Мисуркин был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки, которую завершил в июне 2009 года, сдав госэкзамен в ЦПК с оценкой «отлично» и получив квалификацию «космонавт-испытатель».

Первая «космическая командировка» Александра Мисуркина состоялась с 29 марта по 11 сентября 2013 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-08М» и 35/36-й длительной экспедиции на МКС. Коллегами по экипажу Александра Мисуркина стали космонавт Роскосмоса Павел Виноградов (командир) и астронавт НАСА Кристофер Кэссиди (бортинженер-2). Примечательно, что этот экипаж впервые «опробовал» быструю схему сближения транспортного пилотируемого корабля с МКС. Это позволило сократить время подлёта к станции с двух суток до шести часов. Длительность полёта составила 166 суток 6 часов 16 минут. Во время экспедиции Александр Мисуркин трижды выходил в открытый космос. Продолжительность внекорабельной деятельности составила порядка 20 часов. За мужество и героизм, проявленные в ходе космического полёта, А.А. Мисуркину было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Во второй космический полёт Александр Мисуркин отправился 13 сентября 2017 года в составе экипажа МКС-53/54. Во время 168-суточной экспедиции космонавт совершил рекордный по времени выход в открытый космос продолжительностью 8 часов 13 минут, что позволило Александру Мисуркину и Антону Шкаплерову побить рекорд пребывания российских и советских космонавтов в открытом космосе. Во время полёта А.А. Мисуркина в качестве командира МКС-54 на борту станции прошёл первый космический турнир по бадминтону, в котором его поддержали участники международной экспедиции космонавт Антон Шкаплеров, астронавты Марк Ванде Хай и Норишиге Канаи.

В настоящее время Александр Мисуркин готовится к третьему полету на пилотируемом корабле «Союз МС-20» вместе с космическими туристами из Японии.

Руководство и сотрудники Госкрпорации «Роскосмос», Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, коллеги по отряду космонавтов поздравляют Александра Мисуркина с днём рождения и желают ему крепкого здоровья, благополучия, счастья, оптимизма, успехов в профессиональной деятельности!
Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

Первая доставка грунта с Луны автоматической станцией
Изображение
24 сентября 1970 года возвращаемый модуль автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-16» совершил мягкую посадку юго-восточнее Джезказгана. Впервые в мире автоматической станцией на Землю были доставлены образцы лунного грунта. Общая масса колонки грунта, доставленного «Луной-16», составила 101 грамм.

12 сентября 1970 года ракета-носитель «Протон-К» с блоком Д вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-16». Схема полета станции «Луна-16» от момента старта с Земли и до посадки на Луну полностью повторяла схему полета станций с самоходными аппаратами за исключением того, что существовали жесткие ограничения по выбору мест посадки. Эти ограничения диктовались условиями прямого старта возвратной ракеты к Земле после забора грунта.

Возможности ракеты-носителя «Протон-К» позволяли доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 5 кг — этого было недостаточно для обеспечения перелета Луна — Земля, учитывая необходимость проведения коррекций траектории. В этой критической ситуации было найдено совершенно оригинальное решение: посадку на Луну надо было осуществить в ограниченный район восточной части экваториальной зоны Луны — в этом случае вертикальный старт с Луны в строго заданное время обеспечивал попадание на Землю без коррекций траектории!

После забора грунта и определения лунной вертикали 21 сентября возвратная ракета стартовала с поверхности Луны строго вертикально. Весь обратный перелет до Земли возвратная ракета провела в неориентируемом состоянии с закруткой вокруг оси для равномерного прогрева аппарата от Солнца. Перелет по трассе Луна — Земля, длившийся 84 часа, проходил без коррекций траектории движения возвращаемой ракеты.

24 сентября за 8 часов до входа спасаемого аппарата в атмосферу Земли произошло его отделение от возвратной ракеты. Скорость входа в атмосферу составила 10 950 м/с, а максимальные перегрузки, действующие на спускаемый аппарат в процессе аэродинамического торможения, достигали 315 единиц. При снижении вертикальной скорости до 250 м/с на высоте 14,5 км была введена в действие парашютная система, и спускаемый аппарат совершил мягкую посадку. Программа полета станции «Луна-16» была выполнена полностью.

После вскрытия капсулы в Институте геохимии и аналитической химии АН СССР имени В.И. Вернадского (ГЕОХИ) выяснилось, что бур заполнен сыпучим лунным грунтом — реголитом, представляющим собой разнозернистый темно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки. Эта особенность существенно отличает лунный грунт от земной бесструктурной пыли, по этому свойству он напоминает влажный песок или комковатую структуру земных почв. При этом зернистость реголита увеличивалась с глубиной. По химическому составу вещество лунного грунта представляло собой размельченную горную породу базальтового типа.
Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

25.09.2021
Проекту первого спутника Земли — 65 лет
Изображение
65 лет назад, 25 сентября 1956 года, на заседании руководства ОКБ-1 (сейчас — РКК «Энергия», входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») советский учёный, конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королёв выступил с докладом о разработке эскизного проекта первого в мире искусственного спутника Земли. Меньше чем через год, 4 октября 1957 года, на околоземную орбиту был выведен спутник, открывший космическую эру в истории человечества.

Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен в космосе ракетой-носителем Р-7 с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур.

Космический аппарат ПС-1 (простейший спутник-1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км и перигее 288 км. На 315 секунде после старта он отделился от второй ступени ракеты-носителя, и сразу его позывные услышал весь мир.

Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики С.П. Королёвым работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов и многие другие.

Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 миллионов километров), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

Запуск искусственного спутника Земли имел громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы. Анализ полученных сигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным. Кроме того, были получены полезнейшие для дальнейших запусков сведения об условиях работы аппаратуры, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника.

Запуск первого искусственного спутника Земли получил огромный мировой резонанс. О его полете узнал весь мир. Вся мировая пресса говорила об этом событии. В сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества.
Аватара пользователя
Deputy Admin
Сообщения: 13409
Зарегистрирован: 20 фев 2015 19:31
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Россия
Имя: Александр
Поблагодарили: 1 раз

93-летие Воронежского механического завода

Воронежский механический завод (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») ведет свою историю с 1 октября 1928 года, когда в Воронеже было открыто предприятие по производству зерноочистительных машин — триеров. Затем, с ноября 1931 года, завод стал специализироваться на производстве дизелей для малой энергетики и речного флота, а в июле 1940 года форсированными темпами приступил к выпуску авиационных двигателей М-11 для самолетов ПО-2.
Изображение
В начале Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Андижан, где производил авиационные моторы для легких самолетов. За военный период им было выпущено более 30 тысяч авиадвигателей. В 1946 году предприятие возвратилось в Воронеж. В послевоенные годы было освоено серийное производство поршневых звездообразных авиационных двигателей АШ-62ИР, АИ-14Р, М-14П, М14В26 и другие модификации для самолетов общего назначения и вертолетов.

С момента становления ракетно-космической отрасли страны ВМЗ являлся изготовителем ракетных двигателей для большинства космических программ. Воронежские машиностроители были соисполнителями ключевых проектов космической эпохи: полета первого человека в космос на корабле «Восток», создания ракетно-ядерного щита и сверхтяжелого комплекса «Энергия-Буран», доставки на Землю проб лунного грунта. Двигатели ВМЗ выводили в космос орбитальные станции «Салют», модули для станций «Мир» и МКС, доставляли межпланетные космические аппараты на Марс, Венеру, к комете Галлея.

В 1980-е гг. ВМЗ одним из первых в стране приступил к конверсии производства и создал современное отечественное нефтегазовое оборудование. Также в числе первых российских предприятий ВМЗ сертифицировал свою продукцию по стандартам АДУ и заводскую систему управления качеством по европейскому стандарту ISO 9001.

В 2007 г. ВМЗ вошел в состав ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (входит в Роскосмос), а 1 ноября 2019 года коллектив завода был объединен с коллективом Конструкторского бюро химавтоматики для создания Воронежского центра ракетного двигателестроения (ВЦРД), входящего в интегрированную структуру ракетного двигателестроения НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос».

Сохраняя многолетние традиции плодотворного сотрудничества, объединенный коллектив продолжает работы по основной тематике. В настоящее время двигатели предприятия эксплуатируются в составе космических ракет «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», «Союз-2.1в», «Союз-СТ-Б», «Протон-М», ракет семейства «Ангара».
Аватара пользователя
Deputy Admin
Сообщения: 13409
Зарегистрирован: 20 фев 2015 19:31
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Россия
Имя: Александр
Поблагодарили: 1 раз

ЦУП — базовый центр управления космическими полётами Роскосмоса

61 год назад, 3 октября 1960 года, образован Центр управления полётами (ЦУП). Первоначально он образован как вычислительный центр в составе НИИ-88. НИИ-88 впоследствии переименован в Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ныне входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).
Изображение
На первом этапе становления центра в составе НИИ-88 был создан вычислительный центр (ВЦ), начавший управлять космическими аппаратами с 1963 года. В этом же году начинается управления автоматической станцией для исследования Луны и космического пространства «Луна-4», а также пилотируемыми кораблями «Восток-5» и «Восток-6» (на первом корабле этой серии совершил свой рекордный одиночный полет Валерий Быковский, а на втором вошла в историю Валентина Терешкова, как первая в мире женщина-космонавт).

С января 1964 года ВЦ становится головным баллистическим центром по отдельным искусственным спутникам Земли, автоматическим межпланетным станциям (АМС), а также пилотируемым кораблям «Восток» и «Восход». В 1964 году в вычислительном центре был введен в эксплуатацию первый зал отображения информации о полёте космических аппаратов. Он стал уникальным комплексом, оборудованным экранами и табло для отслеживания движения космических объектов и вывода цифровой информации о параметрах орбиты и основных данных полёта.

С 1965 года вычислительный центр в составе НИИ-88 начинает исполнять функции головного Баллистического центра (БЦ) по управлению автоматическими межпланетными станциями «Венера» и «Марс», которые были запущены с целью изучения планет и космического пространства. Станции передали на Землю уникальные по своей значимости научные данные. В 1965 году вычислительный центр преобразовывается в Координационно-вычислительный центр (КВЦ) для обработки, анализа и отображения измерительной информации при лётно-конструкторских испытаниях искусственных спутников Земли, КА и баллистических ракет. Задачей КВЦ также становится информационное обеспечение руководства и государственных комиссий.

Для обеспечения выполнения проекта совместного полёта советского корабля «Союз» и американского «Аполлон» в 1973 году на базе помещений технического здания Координационно-вычислительного центра создаётся Советский центр управления полётом пилотируемых кораблей «Союз-М» (СЦУП) с новым комплексом технических средств. Разрешается допустить в СЦУП американских специалистов, участвующих в проведении совместных тренировок и управлении полётом кораблей.

Под управлением ЦУП в декабре 1978 г. автоматические межпланетные станции (АМС) «Венера-11» и «Венера-12» совершили посадку на дневную сторону Венеры и успешно провели регистрацию электрических разрядов. С 1982 по 1991 год ЦУП управлял полётом орбитальной усовершенствованной станции «Салют-7», пришедшей на смену станции «Салют-6».

Станция «Мир» стала лётным полигоном для испытаний в реальных условиях многих технических решений и технологических процессов, используемых на МКС. Совместные полёты на станцию «Мир» российских космонавтов и иностранных астронавтов позволили отработать технологии управления пилотируемыми космическими объектами двух стран из двух Центров управления — российского в городе Королёве (Московская область) и американского в городе Хьюстон (штат Техас).

В 1987 году в составе ЦУП вводится в эксплуатацию технический комплекс для управления полётом универсальной ракетно-космической транспортной системы (УРКТС) «Энергия»-«Буран». Для обеспечения лётно-конструкторских испытаний орбитального корабля «Буран» в составе ЦУП был создан дополнительный центр управления. Этот же центр в дальнейшем обеспечил управление полётом легендарного корабля.

В 1995 году в составе ЦУП начинает функционировать информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО), сферой деятельности которого являются технологии спутниковой навигации, глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), и в первую очередь — российская система ГЛОНАСС, орбитальная группировка которой была развёрнута в полном составе в 1995 г.

Создание Международной космической станции (МКС) началось 20 ноября 1998 года после старта российского функционального грузового блока «Заря», который стал базовым элементом МКС. В создании станции принимали участие 14 стран: Россия, США, Канада, Япония, Германия, Франция, Испания, Италия, Дания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Швейцария. Центру управления полетами в г. Королев была отведена ведущая роль в управлении полётом МКС — крупнейшего научно-технического проекта современности. Опыт нашей страны в разработке, эксплуатации и управлении полётом долговременных орбитальных станций стал практической базой для строительства и обеспечил успех последующей реализации международного проекта МКС.

В 1999 году в ЦУП создаётся сектор управления космическими аппаратами социально-экономического и научного назначения (КА НСЭН), включающие спутники дистанционного зондирования Земли, спутники связи, а также научные спутники. По решению Росавиакосмоса в 2000 году ЦУП определен в качестве головной организации по новому актуальному направлению — созданию автоматизированной системы сбора, обработки, анализа и передачи информации о космических объектах естественного и техногенного происхождения в околоземном космическом пространстве.

В 2005 году вводится в эксплуатацию модернизированный Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) по мониторингу систем ГЛОНАСС и GPS. Через два года создается Центр ситуационного анализа, координации и планирования работы средств (ЦСАКП) — управляющая структура наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения.

Центр управления полётами сегодня — базовый центр управления космическими полётами Госкорпорации «Роскосмос». Обеспечивает комплексное управление полётами пилотируемых и автоматических космических аппаратов, а также российским сегментом Международной космической станции.
Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

9 октября исполняется 40 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника "Космос-1314" ("Фрам").

9 октября исполняется 40 лет (1981) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи "Радуга" №20Л.

9 октября исполняется 30 лет (1991) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) разведывательного спутника "Космос-2163" ("Орлец-1" № 3)
Аватара пользователя
Deputy Admin
Сообщения: 13409
Зарегистрирован: 20 фев 2015 19:31
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Россия
Имя: Александр
Поблагодарили: 1 раз

Полёт первого многоместного пилотируемого корабля

57 лет назад впервые в мире был совершён полёт многоместного пилотируемого корабля «Восход». 12 октября 1964 года с космодрома Байконур был запущен советский пилотируемый космический корабль «Восход-1». Это был седьмой по счету пилотируемый полёт советских космических кораблей. Он выполнялся без скафандров и системы катапультирования.

Изображение

На борту космического корабля «Восход-1» находился экипаж в составе командира Владимира Комарова, научного сотрудника-космонавта Константина Феоктистова и врача-космонавта Бориса Егорова. Позывной членов экипажа — «Рубин». За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар, а дальность полета составила почти 700 тысяч километров.

Во время полета экипажем космического корабля «Восход-1» выполнена обширная программа научных и технических исследований. Командир корабля В.М. Комаров совместно с К.П. Феоктистовым осуществлял контроль и наблюдение за приборами, выполнял ручную ориентацию корабля, поддерживал радиосвязь с Землей, а также провел ряд научных исследований.

Присутствие на борту корабля научного сотрудника К.П. Феоктистова позволило существенно расширить программу проводимых исследований и провести различные наблюдения астрономического и геофизического характера. Включение в состав экипажа врача Б.Б. Егорова подчеркнуло важность контроля над состоянием космонавтов и необходимость проведения подробных медико-биологических исследований непосредственно в космическом полете. Борис Егоров регистрировал биотоки головного мозга и электрические потенциалы, возникающие при произвольных и непроизвольных движениях глаз.

13 октября 1964 года, выполнив программу полета, космический корабль «Восход-1» успешно приземлился на Землю, впервые использовав систему мягкой посадки.
Аватара пользователя
Deputy Admin
Сообщения: 13409
Зарегистрирован: 20 фев 2015 19:31
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Россия
Имя: Александр
Поблагодарили: 1 раз

80 лет Конструкторскому бюро химавтоматики

Изображение
Сегодня, 13 октября 2021 года, Конструкторскому бюро химавтоматики (КБХА, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») исполняется 80 лет с момента образования. Ветераны предприятия и его ныне работающие специалисты внесли большой вклад в освоение космоса и создание ракетно-ядерного щита нашей Родины.

На счету КБХА свыше шестидесяти разработанных жидкостных ракетных двигателей, половина из которых пошла в серийное производство и позволила решить исторические задачи с емкой маркировкой «впервые в мире». За прошедшие годы более 4000 жидкостных ракетных двигателей разработки КБХА обеспечили пуски ракет различного назначения, а всего на серийных заводах страны изготовлено свыше 20 тысяч экземпляров двигателей разработки КБХА.

Основателем и главным конструктором ОКБ с 1941 года по 1965 год был Семен Ариевич Косберг — Герой Социалистического Труда, доктор технических наук. Первоначально коллектив КБХА, образованный под его руководством в 1941 году, насчитывал всего 29 человек. В годы Великой Отечественной войны его немногочисленные сотрудники в эвакуации в г. Бердск Новосибирской области разрабатывали агрегаты непосредственного впрыска топлива для моторов боевых самолетов, что помогло обеспечить преимущество нашей авиации над врагом в решающих битвах под Сталинградом, на Курской дуге и далее до Победы.

В послевоенные годы специалисты предприятия, будучи перебазированными уже в Воронеж, на единой территории с Воронежским механическим заводом создавали агрегаты для турбовинтовых и турбореактивных самолетов, жидкостные реактивные двигатели для истребителей-перехватчиков и двигатели для зенитных управляемых ракет. Накопленный опыт послужил основой для начала сотрудничества с ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева, входит в Роскосмос).

В конце 50-х годов по заказу Сергея Павловича в КБХА разработали ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени космической ракеты «Луна». С помощью этого двигателя впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость — 11,2 км/с и осуществлены первые в истории человечества запуски космических аппаратов к Луне.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет в космос. В составе третьей ступени его ракеты «Восток» надежно отработал ракетный двигатель РД-0109, также созданный специалистами КБХА. После этих первых успехов предприятие осуществило успешную разработку целого ряда совершенных двигателей для космических ракет «Восход», «Молния», «Союз», «Протон», «Энергия». Во всех этих проектах КБХА работало в тесной связке с Воронежским механическим заводом, выступавшим производственной площадкой для серийного изготовления создаваемых двигателей. Большой вклад в эти работы внес Герой Социалистического Труда, академик Российской академии наук Александр Дмитриевич Конопатов, который возглавлял коллектив КБХА с 1965 по 1993 годы.

За постсоветский период развития под руководством генерального директора — генерального конструктора, доктора технических наук Владимира Сергеевича Рачука, возглавлявшего КБХА с 1993 по 2015 годы, был создан ряд новых двигателей, среди которых кислородно-керосиновый ракетный двигатель РД-0124 для отечественных ракет-носителей «Союз-2.1б», «Союз-СТ-Б», «Союз-2.1в», а также новый кислородно-керосиновый ракетный двигатель РД-0110Р для первой ступени ракеты-носителя «Союз-2.1в». Еще один новый кислородно-керосиновый двигатель РД-0124А проходит летные испытания в составе ракет-носителей семейства «Ангара».

Одним из немногих в стране КБХА продолжает работы по водородной тематике. На протяжении последних лет в КБХА ведется разработка нового кислородно-водородного двигателя РД-0146Д1, предназначенного для использования в составе разгонного блока тяжелой ракеты «Ангара-А5В».

В 2019 году в рамках создания интегрированной структуры ракетного двигателестроения во главе с НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко трудовые коллективы КБХА и Воронежского механического завода были объединены в единый научно-производственный центр. Сохраняя многолетние традиции плодотворного сотрудничества, объединенный коллектив под руководством директора, кандидата технических наук Сергея Викторовича Ковалева продолжает осуществлять новые проекты.

Успешно развивается разработка перспективных электроракетных двигателей, которые могут использоваться для полетов космических аппаратов в дальний космос, ведется создание нового кислородно-керосинового двигателя РД-0124МС для ракеты «Союз-5», разработка новых кислородно-метановых двигателей, освоено производство камер сгорания для двигателей разработки НПО Энергомаш, титановых шар-баллонов, используемых в ракетно-космических комплексах, и другой современной наукоемкой продукции.

В настоящее время предприятие имеет научно-технические и испытательные возможности для создания и отработки ракетных двигателей на любых жидких компонентах топлива, а производственная база позволяет одновременно изготавливать до десяти типов ракетных двигателей.
Аватара пользователя
Aleksandr58
Сообщения: 4832
Зарегистрирован: 24 июл 2021 17:17
Пол: Мужской
Зодиак:: Близнецы
Страна:: Украина
Имя: Александр
Мой телевизор :: LG 32 Plazma
Мой ресивер:: Sat-Integral S-1311 HD COMBO ,U2C B6 Full HD
Мои спутники:: 4.0°,4.8°,13°(0.9d) 53°, 55° (0,9d), 75°,80°,90°(1.2d)
Благодарил (а): 15 раз
Поблагодарили: 164 раза

14.10.2021 16:00
Сегодня 45 лет со дня старта экипажа корабля «Союз-23»
Изображение
45 лет назад, 14 октября 1976 года, с космодрома Байконур стартовал пилотируемый корабль «Союз-23». Его экипаж состоял из двух человек − командира Вячеслава Зудова и бортинженера Валерия Рождественского. Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции «Салют-5», однако из-за отказа системы «Игла» осуществить стыковку корабля со станцией в автоматическом режиме не удалось.

Выполнение ручного причаливания было возможно с 1200 метров по сигнальным огням, но корабль находился на расстоянии более двух километров. Производить посадку необходимо было в короткий срок — прошло уже двое суток полета, а регенерационные патроны системы жизнеобеспечения космического корабля имели ресурс трое суток. Посадку провели по резервному варианту, в ночное время на третьи сутки.

16 октября 1976 года корабль произвел посадку с перелетом от расчетной точки на 121 километр. Спускаемый аппарат оказался в воде озера Тенгиз на территории Казахстан. Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский, ожидая спасателей, переоделись из скафандров в гидрокостюмы внутри спускаемого аппарата.

Хотя волнение озера было небольшим, около 2-3 баллов, экипаж оказался в поистине критической ситуации: произошла разгерметизация спускаемого аппарата, и ледяная вода начала поступать внутрь корабля. Это угрожало не только быстрым затоплением, но и коротким замыканием электрики на борту. Раскрывшийся запасной парашют спускаемого аппарата увеличил крен корабля и стал тянуть его ко дну. Выходной люк оказался в воде, и эвакуация через него стала невозможна.

При попытке открыть люк космонавты столкнулись бы с непреодолимым препятствием — мощным потоком ледяной воды, который хлынул бы внутрь корабля. Прекратилась подача забортного воздуха, ресурсы системы регенерации кислорода были на исходе, и через пару часов у экипажа появились первые признаки кислородного голодания и удушья.

Спустившиеся к космическому кораблю водолазы убедились в том, что эвакуация космонавтов при сложившихся условиях невозможна. Тогда было принято решение отбуксировать затопленный спускаемый аппарат. От вертолета к нему был протянут и закреплен фал. Вертолет поднялся в воздух и медленно двинулся вперед, с трудом вытаскивая спускаемый аппарат из воды. Экипаж был спасен.

Драматические события 16 октября 1976 года потребовали подлинного мужества, самообладания и профессионализма не только от экипажа космического корабля, но и от спасателей, вынужденных быстро принимать достаточно рискованные решения, которые спасли космонавтам жизнь. С тех пор морская подготовка для космонавтов стала обязательной дисциплиной.
Ответить

Вернуться в «Новости космоса. Космическая отрасль.»

  • Информация