Screen-to-Screen или face-to-face?
Человеком, ведущим основную часть жизни в виртуальном пространстве, гораздо легче манипулировать и влиять на его сознание. С экранов мы получаем лишь обилие слабосвязанных между собой фактов. Отсутствует логика, теряется причинно-следственная связь. Создаются оптимальные условия для запуска в действие технологий управляемого хаоса.
Еще задолго до появления интернета Ванневар Буш в своем эссе «Как мы можем думать?» сформулировал идею некоего расширителя памяти, такой себе глобальной машины для поиска и обработки информации.
И вот уже в XXI веке, несмотря на то, что машина так и не была создана, пророчество Буша было реализовано с появлением Всемирной Сети. Эту эпоху именуют эрой web 2.0 или «Четвертой волной» по аналогии с «Третьей волной» Тоффлера.
Если же говорить о самом понятии коммуникации web 2.0, или screen-to-screen, то, основываясь на исследовании американского издателя Тима О'Рейли, мы его трактуем как коммуникацию, которая характеризуется виртуализацией социального пространства, а ее целью является не столько обмен информацией, сколько общение, социализация людей в новых группах, «проживание» в «новом теле» электронно-виртуальной организации [Шмидт Я. Нова мережа: ознаки, практики і наслідки веб 2.0 / Пер. з нім. — Київ: Академія української преси, 2013. — С. 43].
Цель этой статьи, не умаляя достоинств и позитивных моментов коммуникации screen-to-screen, проанализировать специфичность этого формата коммуникации с точки зрения психологии.
Традиционно в процессе коммуникации face-to-face восприятие информации происходит при задействовании пяти базовых ощущений, таких как зрение, слух, осязание, обоняние и даже вкус. Психологи утверждают, что чем полнее задействованы эти пять чувств, тем более емко и содержательно воспринимается информация. Коммуникация же в формате screen-to-screen, или же экранная коммуникация, базируется в основном на зрительном мировосприятии, ибо, по результатам социологических исследований, от 70 до 90 процентов информации в Сети мы получаем при помощи печатных текстов, статей или письменного общения и лишь только до 30 процентов информации занимают аудиокниги, видеоигры, просмотр фильмов или музыка. Эта же мысль прослеживается в работах Дебрэ, который в книге «Медиаманифесты» говорит о так называемой периодизации развития медиасферы. Первый период носит у него название логосферы, он начинается с изобретения письма и пересекается с теологией. Второй период — с 1448-го по 1968-й, он начинается с революции Гуттенберга и заканчивается расцветом телевидения. Сегодняшнее время, по мнению Дебрэ, — это уже видеосфера, когда книга покинула свой пьедестал, а ее место занял зрительный образ [По Почепцов Г.Г. Режи Дебрэ как представитель французской школы медиаисследований].
О влиянии интернета на мозг современного человека очень хорошо пишет и Николас Карр в книге с символическим названием «Пустышка». Характеризуя свое состояние, ученый отмечает: «Раньше мне не составляло труда погрузиться в книгу или в длинную статью. Мой мозг увлекался поворотами сюжета или интересными аргументами, и я мог проводить часы за чтением сотен страниц текста. Теперь это случается крайне редко. В условиях сегодняшнего дня мое мышление начинает блуждать после одной-двух страниц. Я чувствую, что постоянно заставляю свой капризный мозг возвращаться к тексту. Увлеченное чтение, прежде бывшее естественным навыком, превратилось для меня в борьбу» [Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. – Спб: BestBusinessBooks, 2012. — С. 13].
Каковы же последствия такого явления?
Во-первых, у нас пока не выработаны алгоритмы получения качественного знания при помощи только одного визуального восприятия, ибо, как совершенно правильно заметил социолог и военный историк Сергей Переслегин, в течение 2000 лет человечество получало знания посредством живого слова, личностного убеждения, но никак не визуально.
В связи с этим следует отметить, что развитые страны Европы и Америки к вопросам фундаментального обучения посредством зрительного канала только начинают подходить. К примеру, в США сразу же после трагедии 11 сентября по заказу Пентагона был создан так называемый Институт креативных технологий, который работает и с американской армией, и с Голливудом. В армиях стран — членов НАТО в боевой учебе стали широко применяться учебные фильмы и видеоигры для морально-психологической закалки военнослужащих. Так, например, в настоящее время по заказу ВС США разрабатываются компьютерные игры практически для всех категорий военнослужащих. Институт креативных технологий представил игру «Mission R©earsal Exercise» из серии интерактивных тренажеров для американских рядовых и командиров взводов. Изображение на огромном киноэкране и звуковое сопровождение позволяют довольно точно воспроизводить атмосферу военных действий или природных катастроф. При помощи одного щелчка мышью можно изменить ход событий, чтобы личный состав отрабатывал действия в непредвиденных ситуациях. Помимо точного воспроизведения физических условий, в которых оказывается солдат, игроку приходится взаимодействовать с виртуальными сослуживцами, разбирающимися в военной стратегии, выказывающими эмоции и порой реагирующими на привычные фразы совершенно неожиданным образом. Кроме сослуживцев солдат общается с гражданскими лицами, которые тоже могут вести себя самым неожиданным образом: мать раненого ребенка в истерике качается в пыли, из окон высовываются люди и что-то гневно кричат и т. д.
Все эти факты говорят о том, что учеными-методистами активно предпринимаются попытки при помощи экранной коммуникации задействовать и другие органы чувств помимо зрения, чтобы более емко передать информационный и практический опыт, который так необходим американским военным.
Во-вторых, еще раз подчеркну, что коммуникацию screen-to-screen иначе еще называют экранной коммуникацией, а это означает, что из-за «погружения» человека в мир экранов происходит физиологический переход в «поверхностный регистр мышления зрением», благодаря которому виртуальная реальность легко становится объективной действительностью наших дней.
Один из классиков социологии — Жильбер Дюран писал о расстоянии между человеком и объектом восприятия как о своеобразном аквариуме, искажающем представление о реальности, делающим его сугубо индивидуальным, личным, соответствующим определенной личности или обществу (антропологический траект). В современных гипертрофированных обилием зрительной информации условиях такой аквариум становится похожим на черный квадрат Малевича, в котором каждый человек видит ровным счетом столько, сколько он хочет видеть. Об этом же говорит и журналист Карл Дженсен, который ввел понятие Junk Food News (аналог фаст-фуда). Он подчеркивает, что информационный фаст-фуд приводит к усталости мозга. Мозг «объедается» информацией. Известный пиарщик Джек Траут в своей работе «Дифференцируйся или умирай» также говорит о том, что мозг человека напоминают губку, переполненную водой. И в такой ситуации, чтобы облегчить свою участь, он начинает брать только самое легкое, яркое и незагружающее. А все, что требует размышлений — игнорирует.
Психологи считают, что человек экранного мышления более поверхностно воспринимает информацию. Не вникая в ее содержание, он с готовностью дает ей оценку: причем быстро, категорично и подчас нетолерантно. А самое главное, что живое человеческое общение, общение face-to-face становится современному человеку просто в тягость.
Мало кого сейчас удивляет, что в переговорной комнате, за столиком в кафе или на семинаре порой трудно завладеть вниманием собеседника, прячущегося за экраном ноутбука, планшета или смартфона. К слову, для этого явления есть даже специальное название — фаббинг, которое образовано от английских слов phone — телефон и subbing — игнорирование собеседника.
Все эти явления приводят к тому, что человеком, ведущим основную часть жизни в виртуальном пространстве, гораздо легче манипулировать и влиять на его сознание. С экранов мы получаем лишь обилие слабосвязанных между собой фактов. Отсутствует логика, теряется причинно-следственная связь. Создаются оптимальные условия для запуска в действие технологий управляемого хаоса.
Георгий Почепцов говорит о том, что французские медиапсихологи ввели даже особое понятие — виртуальное коллективное сознание, или ВКС, которое характерно для безличных и хаотичных массовых действиях людей, ведущих коммуникацию в интернете. Результатом такого воздействия, по мнению французских исследователей, является безлидерная революция в Тунисе, поводом к началу которой стал акт самосожжения продавца магазина. Первоначально эта информация была вброшена в социальные сети, вызвав взрыв возмущение масс, а затем случилось то, что случилось.
История, кстати, помнит и бархатную революцию в Праге в 1989 году, поводом к которой также стало якобы убийство студента по имени Шмидт. И лишь спустя некоторое время «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью под названием «Революция, основанная на убийстве, которого не было».
Таким образом, мы видим, что обезличенная целевая аудитория с готовностью встречает обезличенные фейковые месседжи. Даже по ее реакции на одно и то же событие можно определить, КТО или ЧТО стоит за тем или иным постом.
Коммуникацию screen-to-screen также характеризуют как коммуникацию неполную, «наедине со всеми», свободную от обязательств, иногда неискреннюю.
Георгий Почепцов приводит еще один интересный факт. Когда в израильскую армию начала приходить современная молодежь, то военные психологи заметили, что в результате превалирования онлайн-общения им стали чужды такие чувства, как взаимовыручка, взаимопомощь, искренняя дружба, командный дух, которые так необходимы военным.
А американские исследователи приводят данные о том, что из 100 процентов молодежи около 60 процентов пытаются знакомиться и заводить контакты друг с другом в реальной жизни, но вот поддерживают такие контакты длительное время лишь 15 процентов. Остальные же опять «убегают» в свою виртуальную ракушку screen-to-screen, словно человек-амфибия.
И вот получается весьма странная картина. Казалось бы, благодаря интернет-технологиям стало больше возможностей для общения, взаимодействия, получения и анализа информации. Но парадокс наших дней состоит в том, что чем больше такой информации и чем больше возможностей для коммуникации предоставляет нам интернет, тем меньше структурированных и системных знаний получает человек и тем менее он мотивирован к полноценному, живому общению.
Если высказаться аллегорически, то да, действительно, мы научились видеть потрясающе правильную и аккуратную структуру листьев, но за ними мы не в состоянии увидеть хитросплетения и шелест ветвей, мы не можем почувствовать красоту леса, пение птиц, солнце, восходящее над вершинами деревьев!
В этой ситуации возникает правомерный вопрос: «Что же делать, чтобы ослабить влияние электронной коммуникации?». Кстати, у американских военных существует термин «менеджмент восприятия электронной информации».
Одним из таких способов, по их мнению, является, как ни странно, чтение классической литературы и полноценное общение.
Известный американский социолог Нил Гейман в выступлении «Почему наше будущее зависит от чтения» рассказывал, что проектировщики частных тюрем в Америке нашли простой способ определения потребности в тюремных местах через 15 лет. Они применяют простой алгоритм к числу сегодняшних 10-11-летних детей, которые не читают, поскольку не находят в этом удовольствия, чтобы получить количество будущих заключенных.
В своем другом примере он рассказал о китайцах, которые долго не могли понять, почему они хорошо работают по чужим проектам, но плохо придумывают свои. В результате они послали делегацию в США, в такие известные компании как Apple, Microsoft, Google, чтобы опросить их топ-менеджмент. Оказалось, что все они, будучи детьми, читали научную фантастику, слушали классическую музыку и очень много времени проводили, общаясь с живой природой. Кстати, еще Эйнштейн говорил о том, что «Лунная соната» Бетховена способствовала созданию его теории относительности больше, чем десять Гауссов.
Ну и второй путь — это развитие у каждого человека критического мышления и компетентности, рефлексия. Если мы не сможем отрефлексировать ситуацию, которая происходит с нашим сознанием, мы превратимся в зомби. А это страшно, ибо с нами может произойти то, что описано у Стругацких в «Обитаемом острове», когда человек с ужасом вопрошает: «Что, разве это я? Что было со мной? Разве это я покалечил или унизил людей?».
Татьяна Иванова, доктор педагогических наук, профессор НАПН Украины, ведущий эксперт Академии украинской прессы
В вашем браузере включен плагин блокировки рекламы: Существование нашего сайт возможно благодаря показу рекламы. Пожалуйста поддержите нас, отключив блокировку рекламы на нашем сайте.
Screen-to-Screen или face-to-face?
Новости науки, образования, современных технологий. Комментарии ученых, интервью, публикации.
Модераторы: Administrator, KOSTEY, boom, suen, Модераторы, Официальный представитель
-
- Сообщения
- Administrator
- Сообщения: 160350
- Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
- Пол: Мужской
- Зодиак:: Овен
- Страна:: Украина
- Имя: Роман
- Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
- Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
- Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
- Благодарил (а): 2192 раза
- Поблагодарили: 7285 раз
Administrator
Перейти
- 🤖IPTV провайдеры
- ↳ TVIZI - IP телевидение.
- ↳ IPTV.ONLINE
- ↳ Ukrainske.tv
- ↳ Shara-tv
- ↳ Edem TV (ILook.tv)
- Streaming / IPTV
- ↳ 📺Бесплатные IPTV плейлисты на 2024 год
- ↳ 🎞️Free IPTV playlists. IPTV playlist smart tv free download
- ↳ Обзоры, Smart TV приставок, новости и сравнения медиа устройств
- ↳ Новости Smart TV
- ↳ Новости IPTV
- ↳ Обзор оборудования, инструкции для просмотра IPTV
- ↳ AZAMERICA IPTV ПРИСТАВКА
- ↳ Android TV Box: Лучшие Приложения и Игры для Максимального Удовольствия
- ↳ IPTV Софт: Обсуждение и Отзывы о Программном Обеспечении для IPTV
- ↳ Прошивки Smart TV приставок на андроид
- Шара на шару. Кардшаринг.
- ↳ Шара на шару. Бесплатные тесты шаринга
- ↳ Настройка шаринга на HD/SD ресиверах
- Новости телевидения
- ↳ Новости Спутникового ТВ
- ↳ Эфирное и Кабельное ТВ
- ↳ Новости DVB-T2
- Транспондерные новости
- ↳ Транспондерные новости спутников 4.8°E - 183°E
- ↳ Транспондерные новости спутников 177°W - 1°W
- Новости телеканалов
- ↳ Международные телеканалы. Новости. Анонсы.
- ↳ Российские телеканалы. Новости. Анонсы.
- ↳ Украинские телеканалы. Новости. Анонсы.
- HD и SD тюнера, Т2 тюнера, DVB платы.
- ↳ Спутниковые ресиверы SD
- ↳ AMIКO SD
- ↳ CosmoSAT
- ↳ DreamBox
- ↳ Eurosat
- ↳ Eurosky
- ↳ Euston STV 3015
- ↳ EVOLUTION 700S
- ↳ Globo,Orton,Opticum
- ↳ Galaxy Innovations
- ↳ Golden InterStar
- ↳ Nokia DBOX
- ↳ Openbox
- ↳ Samsung
- ↳ StarTrack
- ↳ Strong
- ↳ TECHNOSAT
- ↳ Tiger
- ↳ JTAG - по нашему ДжеТаг
- ↳ Другие SD ресиверы
- ↳ Спутниковые ресиверы HD
- ↳ AZAMERICA
- ↳ Amiko HD
- ↳ Ariva HD
- ↳ Arion HD
- ↳ AzBox Pre HD
- ↳ Alphasat
- ↳ Alphabox
- ↳ Audisat
- ↳ BOTECH
- ↳ CONDOR
- ↳ Class HD
- ↳ CINEBOX
- ↳ Dreambox HD
- ↳ DVBMAX
- ↳ DREAMSAT
- ↳ Dr.HD
- ↳ Duosat
- ↳ Echolink
- ↳ Eurosky HD
- ↳ EUROVIEW
- ↳ EDISION
- ↳ FREESKY
- ↳ FREEBOX
- ↳ Ferguson HD
- ↳ GI HD
- ↳ Globo,Orton,Opticum HD
- ↳ GEANT HD
- ↳ GTMEDIA
- ↳ Golden Media WIZARD HD
- ↳ Golden Interstar,Golden Media HD
- ↳ Gosat
- ↳ GAZAL
- ↳ General Satellite
- ↳ GoldStar
- ↳ GLOBALSAT
- ↳ HD BOX
- ↳ HANISTAR
- ↳ iSTAR
- ↳ iCone HD
- ↳ iBOX
- ↳ Jeferson HD
- ↳ LORTON HD
- ↳ LION
- ↳ LIFESTAR
- ↳ MEGABOX
- ↳ MAGIC
- ↳ MediaStar
- ↳ MY BOX HD
- ↳ MULTISAT
- ↳ Next HD
- ↳ Octagon HD
- ↳ Openbox
- ↳ Open HD
- ↳ ORTO HD
- ↳ OpenSky
- ↳ PREMIUM-HD
- ↳ Q-SAT ST-HD
- ↳ RedLine
- ↳ REVOLUTION
- ↳ RAYLAN
- ↳ RAPITRON
- ↳ Sat-Integral
- ↳ SKYWAY
- ↳ StarTrack НD
- ↳ Starsat HD
- ↳ StarMax HD
- ↳ SuperMax
- ↳ Strong HD
- ↳ SATCOM
- ↳ SkyPrime HD
- ↳ SkySat
- ↳ Sab Titan HD
- ↳ STAR-X
- ↳ SPIDER HD
- ↳ STARCOM
- ↳ Samsat
- ↳ Satillmite
- ↳ StarLED
- ↳ Tiger
- ↳ TIGERSTAR
- ↳ TITANIUM
- ↳ TECHNOCOMS
- ↳ TOCOMLINK
- ↳ Truman HD
- ↳ U2C S+
- ↳ VU+
- ↳ VISION
- ↳ XCRUISER HD
- ↳ Xtrend
- ↳ WINKVISION
- ↳ WEMAX
- ↳ WINKSTAR
- ↳ 7star
- ↳ 55x HD
- ↳ Другие HD ресиверы
- ↳ Авторские плагины и скины для ENIGMA2
- ↳ OpenViX, OpenPli, OpenVision
- ↳ Спутниковые ресиверы UHD 4K
- ↳ AMIKO 4K
- ↳ Edision +4K
- ↳ Dreambox UltraHD 4K
- ↳ Octagon 4K
- ↳ ПО для Enigma 2
- ↳ Эмуляторы для спутниковых ресиверов
- ↳ Оборудование для приёма Т2
- ↳ DVB-карты для компьютеров(типа skystar)
- ↳ Скины для HD ресиверов
- Провайдеры ТВ
- ↳ Провайдер спутникового телевидения Континент ТВ
- ↳ Провайдер спутникового телевидения НТВ Плюс
- ↳ Провайдер спутникового телевидения Триколор ТВ
- ↳ Провайдер спутникового телевидения Viasat
- ↳ Провайдер спутникового телевидения XTRA TV
- ↳ Провайдер спутникового телевидения Телекарта ТВ
- ↳ Новости остальных спутниковых и кабельных провайдеров.
- Ключи для спутникового ТВ
- ↳ SoftCam.Key
- ↳ Ключи BISS
- ↳ Ключи Viaccess
- ↳ Ключи Irdeto
- ↳ Constantcw key
- ↳ Кодировка Power vu
- ↳ Ключи Cryptoworks
- ↳ Ключи SECA
- ↳ Остальные ключи
- РадиоВолна: Свежие Новости и Тренды Радиоиндустрии
- КиноНовинки: Актуальные Обсуждения и Новости Кинематографа
- ↳ Актёры кино
- ↳ Новости кинофильмов
- ↳ Сериалы
- Статьи
- Карты покрытия спутников
- Оборудование для просмотра спутникового ТВ
- Статьи по ремонту оборудования для сат ТВ
- ↳ JTAG
- Спутниковый интернет
- Satellite TV
- GPS навигация
- Видео о Сат ТВ
- Мобильная связь. Новости. Технологии. Операторы. Телефоны.
- ↳ Производители мобильных телефонов
- Спутниковое ТВ для чайников. Инструкции.
- Мир технологий.
- Новинки из мира компьютерной техники
- ↳ Android. Windows. Windows Phone софт. Статьи. Новости.
- ↳ Приложения для Windows Phone и Windows Mobile
- ↳ Приложения для Андроид
- ↳ Приложения для iOS
- ↳ Приложения для PSP
- ↳ Ремонт и модернизация компьютеров
- ↳ Схемы к ноутбукам, компьютерам
- ↳ Инструкции по разборке ноутбуков
- ↳ Новости компьютерного железа
- ↳ Новости Windows 7/8/10/11
- ↳ Интернет (роутеры,модемы и т.д.)
- ↳ Windows 10. Статьи. Советы.
- ↳ Интерфейсы для пк
- ↳ Бесплатные ключи для антивирусов
- Цифровая вселенная: интернет, чаты, блоги и соцсети
- Новости космоса. Космическая отрасль.
- Делаем своими руками
- Общество
- Новости спорта
- Автоновости: главные автомобильные новости
- Комната отдыха
- ↳ Флеш анимация
- ↳ Юмор
- Информация
- ↳ Информация для пользователей
- ↳ Вопросы и ответы
- ↳ Корзина
- Для команды
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость