Актуальное от Роскосмоса: Новости и Развитие Российской Космической Программы

Здесь вы найдете самые свежие новости и обновления, касающиеся Российского Федерального Космического Агентства, известного как Роскосмос. Мы предоставляем информацию о последних достижениях, миссиях и проектах, реализуемых Роскосмосом, а также о разработках в области ракетно-космической техники, планах на будущее и международных сотрудничествах. Следите за нашими новостями, чтобы быть в курсе всех событий и развития российской космической программы и узнавать, как Роскосмос вносит свой вклад в исследование космоса и космическую индустрию.

Все самые свежие космические разработки, новости астрономии и космонавтики. Запуски космических аппаратов во всем мире, исследования космической отрасли. Орбитальные станции.

Модераторы: Administrator, KOSTEY, boom, suen, Официальный представитель, Модераторы

Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

Российские космонавты вчера совершили выход в открытый космос, и он пошёл не по плану

Участники 67-й длительной экспедиции на Международной космической станции (МКС), космонавты госкорпорации «Роскосмос» Олег Артемьев и Денис Матвеев совершили очередной плановый выход в открытый космос. Выход прошёл не совсем по плану — он продлился 4 часа 1 минуту вместо запланированных 6 часов 44 минут.
image.png
Дело в том, что в скафандре «Орлан-МКС» Олега Артемьева упало напряжение аккумуляторной батареи. Из-за этого ему по указанию подмосковного Центра управления полётами пришлось вернуться внутрь модуля «Поиск» и подключить скафандр к бортовому электропитанию. Денис Матвеев также вернулся внутрь станции.

Основной задачей в рамках внекорабельной деятельности стала подготовка к работе европейского дистанционного манипулятора ERA (European Robotic Arm). Эта система представляет собой роботизированную «руку» длиной около 11,3 метра. Манипулятор предназначен для сборочных работ, поддержки космонавтов во время выходов в открытый космос и обслуживания орбитального комплекса. В ходе работ космонавты установили на манипуляторе две локтевые телекамеры и демонтировали стартовое кольцо с одного из двух его концевых эффекторов.
image.png
Это был 63-й российский выход (54-й плановый) в рамках проекта МКС и пятый в 2022 году. Незавершённые работы будут выполнены во время следующих выходов в открытый космос.
Аватара пользователя
Юрий56
Сообщения: 2162
Зарегистрирован: 27 дек 2011 18:06
Пол: Мужской
Зодиак:: Рак
Страна:: Россия
Имя: юрий
Мой телевизор :: SAMSUNG UE40J6200AU
Мой ресивер:: World Vision Foros Combo T2/S2/C+Ресивер HD Box S4K Combo S2/T2
Мои спутники:: Yamal 402+Express-AT1/ Express 80+ABS-2A/ Yamal 401
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 68 раз

28 ноября,
Запуск нескольких спутников группировки "Экспресс" перенесли на один-два года

Как указал гендиректор ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин, проблема заключается в том, что ранее кучно запущенные спутники также кучно начнут выходить из строя
МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Запуск нескольких спутников группировки "Экспресс" в интересах ФГУП "Космическая связь" откладывается. Это следует из презентации гендиректора предприятия Алексея Волина, представленной в понедельник в ходе круглого стола комитета Совета Федерации по экономической политике.

"До [две тысячи] тридцатого года из 12 аппаратов 7 наших космических аппаратов будут нуждаться в замене, потому что они отработают срок активного существования. <...> У нас проблема заключается в том, что мы достаточно кучно запускали спутники, но они так же кучно начнут выходить из строя", - сказал он.

Согласно презентации, плановый запуск аппарата "Экспресс-АМУ6" должен состояться в 2029 году вместо 2027 года, "Экспресс-36", "Экспресс-АМУ8", "Экспресс-АТ3" и "Экспресс-АТ4 - в 2030 году вместо 2029 года. Также на 2030 год запланирован запуск "Экспресс-АМУ4" и "Экспресс-АМУ5". Сроки запуска аппарата "Экспресс-40" переносятся с 2028 года на 2030 год. При этом "Экспресс-АМУ5" запустят раньше - в 2029 году, а не в 2030.

Ранее сообщалось, что запуск аппарата "Экспресс-АМУ6" намечен на 2027 год, "Экспресс-40" и "Экспресс-Р1" - в 2028 году. Запуск "Экспресс-36", "Экспресс-АМУ8", "Экспресс-АТ3" и "Экспресс-АТ4" планировался в 2029 году. В 2030 году планировали запустить "Экспресс-АМУ5" и "Экспресс-Р2", в 2032 году - "Экспресс-Р3".

источник
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

«Роскосмос» назвал возможную причину повреждения корабля «Союза МС-22»

Расследование утреннего инцидента с разгерметизацией «контура системы обеспечения теплового режима», российского корабля «Союз МС-22» привело к выявлению возможной проблемы. По словам исполнительного директора «Роскосмоса» Сергея Крикалёва, причиной повреждения обшивки корпуса могло стать попадание крошечного метеороида.
image.webp
Ранее сообщалось, что в открытый космос почти на 6,5 часа планировали выйти российские космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин — для проведения работ с модулем «Наука», однако выход был отменён. По имеющимся данным, собранным во время дистанционного визуального осмотра с помощью специального оборудования, на корабле «Союз» произошло повреждение внешней обшивки приборно-агрегатного отсека, что и стало причиной нарушения работы системы.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на Сергея Крикалёва, обшивка приборно-агрегатного отсека российского корабля могла быть повреждена из-за «внешнего воздействия». «Причиной возникновения утечки может быть попадание микрометеорита в радиатор, возможные последствия — изменения температурного режима приборно-агрегатного отсека корабля "Союз"», — цитирует издание слова Крикалёва.

По имеющимся данным, специалисты оценивают влияние утечки на приборно-агрегатный отсек, корабль в целом и оценивают тепловой баланс системы. Как сообщил Крикалёв, других изменений телеметрии как самого корабля, так и МКС, включая российский и американский сегменты, не зарегистрировано. В настоящее время космонавтам ничего не угрожает, продолжается анализ состояния корабля.
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

Глава «Роскосмоса» сообщил, что резервный корабль на замену повреждённому на МКС «Союзу» подготовят к пуску 19 февраля

По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, решение о дальнейшей судьбе повреждённого корабля «Союз МС-22», пристыкованного к МКС, будет принято приблизительно 27 декабря. Резервный корабль российское аэрокосмическое ведомство подготовит к запуску 19 февраля. Также Борисов рассказал об отверстии в системе охлаждения «Союза», нарушившем его рабочие качества.
image.webp
По данным «Роскосмоса», размер отверстия в системе охлаждения корабля составляет порядка 0,8 мм — именно оно привело к разгерметизации охлаждающих контуров и утечке охлаждающей жидкости. Дополнительно утверждается, что корабль по-прежнему находится в работоспособном состоянии.

«Если ситуация будет развиваться по какой-то другой траектории, то, конечно, у нас есть запасной вариант, у нас подготовлен будет корабль быстрее, вместо запланированного мартовского пуска мы его подготовим где-то к 19 февраля, он уже находится на космодроме Байконур, проходит все проверки», — цитируют СМИ главу «Роскосмоса».

По данным Борисова, решение о необходимых мерах будет принимать специальная комиссия, а приблизительно 27 декабря специалисты двух уже сформированных рабочих групп будет решать, как именно придётся выходить из сложившейся ситуации. Не исключается, что экипаж вернётся домой в марте на повреждённом корабле, если ситуация «будет контролируемая» и корабль по-прежнему сохранит работоспособность.

Разгерметизация внешнего контура системы охлаждения «Союза» произошла 15 декабря, вероятной причиной называется попадание микрометеорита. Ранее источники сообщали, что на отправку нового корабля взамен повреждённого уйдёт около месяца. По данным «Коммерсанта», в «Роскосмосе» заявили о наличии корабля «Союз МС-23», уже прошедшего часть подготовки на космодроме. По предварительным оценкам, его можно вывести на орбиту через 45 суток после инцидента.

Ранее сообщалось о повышении температуры на борту «Союза МС-22» из-за повреждённого контура охлаждения, но последние сообщения соответствуют о том, что она снизилась благодаря действиям команды Центра управления полётами.
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

«Роскосмос» сообщил о стыковке грузовика «Прогресс МС-22» к МКС и неожиданной разгерметизации «Прогресс МС-21» — экипажу ничего не угрожает

В рамках юбилейного сотого подряд успешного запуска российских ракет-носителей к МКС был доставлен грузовик «Прогресс МС-22». Стыковка к служебному модулю «Звезда» российского сегмента станции состоялась сегодня в 11:45 мск. Также стало известно о внезапной разгерметизации контура другого грузовика — «Прогресс МС-21». Он пока тоже пристыкован к МКС, но вскоре будет отведён от станции и затоплен.
image.webp
image.webp (9.43 КБ) 264 просмотра
image.webp
image.webp (9.43 КБ) 264 просмотра
Стыковка «Прогресс МС-22» с Международной космической станцией прошла в автоматическом режиме под контролем специалистов подмосковного Центра управления полетами ЦНИИмаш. Запуск состоялся 9 февраля в 09:16 по московскому времени на ракете-носителе «Союз-2.1а» с площадки 31 космодрома Байконур. «Прогресс МС-22» доставил на станцию 2534 кг грузов, включая 720 кг топлива, 420 л питьевой воды, 40 кг азота и 1354 кг оборудования и материалов, в том числе аппаратуру для систем российского сегмента.

Научная полезная нагрузка включает наборы для экспериментов «Кардиовектор», «Нейроиммунитет», «Пилот-Т2, «Матрешка-Р», «Биомаг-М», «Асептик», «Пробиовит», «Структура», «Фотобиореактор», «Биодеградация», «Биополимер» и «Сепарация». Для установки снаружи российского модуля доставлена антенна спутниковой навигации АСН-КМ. Всё это будет извлекаться из грузовика по мере надобности в течение примерно 6,5 месяцев, пока он будет состыкован с МКС.

В процесс подготовки и проведения стыковки выяснилось, что состыкованный со станцией грузовик «Прогресс МС-21», прибывший на станцию в октябре прошлого года, показал разгерметизацию. «Контур транспортного грузового корабля Прогресс МС-21, затопление которого запланировано на 18 февраля, разгерметезирован, подтвердили данные телеметрии, поступившей в ЦУП», — сказали в пресс-службе госкорпорации, что процитировал «Интерфакс».

Переходной люк «Прогресс МС-21» закрыт — грузовик изолирован от общего объёма станции, все грузы для затопления перенесены на него и экипажу ничего не угрожает. Разгерметизация контура Прогресс МС-21» не повлияет на дальнейшую программу пилотируемых полетов, добавили в «Роскосмосе».

Сейчас к станции также пристыкован корабль «Союз МС-22» с поврежденным наружным радиатором. Корабль в беспилотном режиме спустят на Землю. Для спуска экипажа 20 февраля будет произведён запуск корабля «Союз МС-23» в беспилотном режиме. Капсула привезёт на станцию груз, а обратно заберёт космонавтов «Роскосмоса» Сергея Прокопьев, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио.

Февраль оказался насыщенным как на полёты к МКС, так и на нештатные события на станции, к счастью, без инцидентов с экипажем. В настоящее время на борту МКС работает экипаж 68-й длительной экспедиции в составе космонавтов «Роскосмоса» Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Анны Кикиной, астронавтов NASA Франциско Рубио, Николь Мэнн и Джоша Кассады, а также астронавта JAXA Коити Вакаты.
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

«Роскосмос» и Европейское космическое агентство договорились вернуть друг другу оборудование, предназначавшееся для проекта ЭкзоМарс-2022»

Хотя марсианский проект ExoMars-2022 с участием космических ведомств России и ЕС, похоже, уже не будет реализован, стороны пришли к соглашению о возврате друг другу оборудования. Как сообщает «Коммерсантъ», реализация программы по исследованию Красной планеты, запущенной ещё в 2001 году, была прекращена летом 2022 года.
image.webp
Межпланетная космическая станция «ЭкзоМарс-2022» должна была включать в себя российский десантный модуль с посадочной платформой, а также марсоход Европейского космического агентства (ЕКА). Старт миссии ожидался уже осенью прошлого года с помощью ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». Известно, что на первом этапе стороны уже запустили к Марсу в 2016 году космическую станцию для марсианской орбиты. Хотя финансовый вклад России относительно невелик и составляет порядка 10 %, страна обладает рядом необходимых для выполнения миссии технологий, часть оборудования на момент начала санкционного противостояния хранилась в Европе.

«Для подготовки к возвращению российской материальной части (десантный модуль с посадочной платформой и научные приборы) на предприятии Thales Alenia Space Italy в Турине (Италия) проводятся необходимые работы с участием российских специалистов», — заявили в «Роскосмосе».

Известно, что «Роскосмос» и Российская академия наук исследуют возможность реализации собственного марсианского проекта на основе уже подготовленных технологий, не исключается привлечение новых иностранных партнёров, поскольку ЕКА прекратила сотрудничество с Россией в рамках проекта ExoMars летом 2022 года. По данным «Коммерсанта», в то же время было предложено организовать взаимный возврат оборудования.

Пока неизвестна судьба и другого оборудования, недоступного владельцам из-за прекращения сотрудничества между Россией и отдельными странами. В частности, партия спутников OneWeb осталась в распоряжении «Роскосмоса» и их судьба до сих пор не определена.
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

В России начали строить первую ракету «Рокот-М» — с отечественной системой управления вместо украинской

Российские ракетостроители начали производство первого экземпляра «Рокот-М» — космической ракеты-носителя, представляющей собой модифицированную версию ракеты «Рокот». Новая модель получила отечественную систему управления.
image.webp
По словам главы Центра им. М.В. Хруничева Алексея Варочко, в силу объективных причин украинскую систему управления пришлось заменить на российский вариант. Пока речь идёт о производстве некоторых элементов ракеты.

«По проекту "Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведётся изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой лётной ракеты с длительными сроками изготовления», — сообщил Варочко журналистам.

Ещё в августе 2018 года в материалах Центра им. М. В. Хруничева появилась информация, что предприятие, входящее в состав «Роскосмоса», работает над созданием варианта ракеты «Рокот-2» с обновлённой системой управления на основе российских решений. В июне 2020 года Центр имени Хруничева подтвердил информацию о выпуске ракеты — под именем «Рокот-М» на отечественной системе управления. Ранее первый запуск планировался на 2022 год.

В мае 2022 года Варочко сообщал, что первый пуск состоится значительно позже, теперь в 2024 году с космодрома Плесецк. Решение отказаться от зарубежной системы управления и выпустить отечественный вариант было принято после подробного аудита проекта. Также сообщалось, что необходимо привести в порядок оборудование, уже исчерпавшее свой ресурс.
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

«Роскосмос» оценил создание российской орбитальной станции в сумму до 600 млрд рублей

По предварительной оценке экспертов, строительство отечественной орбитальной станции для России будет стоить до 600 млрд рублей. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на первого заместителя генерального директора «Роскосмоса» Андрея Ельчанинова, речь идёт о сумме «со всеми кораблями и инфраструктурой».
image.webp
По его словам, более точная информация будет доступна по результатам эскизного проектирования. «По нашей оценке, это от 300 до 600 млрд рублей», — заявил журналистам Ельчанинов. На первом этапе в создание ядра станции из научно-энергетического, узлового и шлюзового модулей будет вложено 350 млрд рублей, на втором этапе должна состояться стыковка целевых модулей.

При этом уже на первом этапе космонавты смогут прилетать на станцию для работы на орбите. Хотя Ельчанинов признал, что цифра весьма весомая, он подчеркнул, что при расчёте расходов ведомство относится к техническим решениям очень щепетильно, «понимая всю степень финансовой нагрузки на экономику страны».

Уже 12 апреля глава «Роскосмоса» Юрий Борисов должен проинформировать президента России Владимира Путина о ходе проектирования отечественной космической станции. Известно, что соглашение об эксплуатации МКС истечёт в 2024 году, но может быть продлено до 2028 года.

12 апреля, по его словам Ельчанинова, руководитель «Роскосмоса» проинформирует президента Владимира Путина о ходе работ по проектированию станции. Ещё летом прошлого года Борисов докладывал о выходе из проекта МКС и разработке собственного решения. Впрочем, уже в ноябре он дополнил заявление, сообщив, что сроки выхода будут зависеть как от технического состояния российского сегмента, так и от темпов развёртывания т.н. Российской орбитальной станции. Более того, в конце декабря прошлого года директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалёв предложил и далее эксплуатировать МКС — до 2028 года.
Аватара пользователя
Юрий56
Сообщения: 2162
Зарегистрирован: 27 дек 2011 18:06
Пол: Мужской
Зодиак:: Рак
Страна:: Россия
Имя: юрий
Мой телевизор :: SAMSUNG UE40J6200AU
Мой ресивер:: World Vision Foros Combo T2/S2/C+Ресивер HD Box S4K Combo S2/T2
Мои спутники:: Yamal 402+Express-AT1/ Express 80+ABS-2A/ Yamal 401
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 68 раз

Следующая станция - РОС

кор.Наталия Ячменникова

На какую станцию после МКС пересядут российские космонавты? Хаб в космосе? Стапель для сборки межпланетных комплексов? Ступенька к Луне и Марсу? Эксклюзивное интервью "Российской газете" дал заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", главный конструктор Российской орбитальной станции (РОС) Владимир Кожевников.
Спойлер
Владимир Евгеньевич, о новой национальной космической станции говорят много, а конкретной информации пока мало. Отсюда фантазии и домыслы. Но для начала вопрос: "Роскосмос" направил в правительство предложения о продлении эксплуатации российского сегмента МКС до 2028 года. Известно, когда решение будет принято на самом высоком уровне?
Владимир Кожевников: Окончательное решение будет принимать правительство РФ с учетом технического состояния МКС. Ни для кого не секрет, что ресурс первых ее модулей, рассчитанный на пятнадцать лет, превышен более чем в полтора раза. Пока мы полагаем, что МКС способна долетать до 2028 года. Преемницей нашего сегмента должна стать Российская орбитальная станция - РОС. Причем она должна быть создана в сроки, позволяющие избежать перерыва в российской пилотируемой космической программе. То есть до завершения эксплуатации российского сегмента МКС.
Почему создание РОС так важно для России?
Владимир Кожевников: Россия была и остается одним из мировых лидеров в области пилотируемой космонавтики. Однако эксплуатация российского сегмента МКС - основы нашей пилотируемой программы - подходит к завершению. Создание новой станции позволит не только сохранить уникальные компетенции и кадры, но и перейти от освоения околоземного космического пространства к его практическому целевому использованию. Космические технологии должны служить России, приносить конкретные результаты.
Принципиальный момент: для новой станции выбрано высокое наклонение орбиты. А это и уникальные эксплуатационные возможности по сравнению с МКС.
Что значит "наклон" станции?
Владимир Кожевников: Если совсем просто, то это насколько ее орбита удалена от экватора. Так, у МКС угол наклонения меньше 52 градусов, из-за чего космонавты могут видеть лишь около 10 процентов территории России. У РОС "наклон" дойдет до 97 градусов. То есть наша станция будет находиться на солнечно-синхронной орбите, где солнечные батареи всегда освещены. Где полный обзор земной поверхности, включая арктическую зону. Причем во всех спектрах - от обычного оптического до инфракрасного и радиолокационного. Где мы будем иметь гарантированную стабильную связь с наземным комплексом управления.
Рассматривается срок запуска первого модуля в 2027 году, а завершение развертывания РОС - в 2032-м
Работа идет полным ходом. Что уже ясно?
Владимир Кожевников: Эскизное проектирование должно завершиться до конца лета. Рассматривается срок запуска первого модуля в 2027 году, а завершение развертывания РОС - в 2032-м. Объем работ очень большой. Впервые в практике РКК "Энергия" проект полностью делается по безбумажной технологии, с использованием современных систем управления жизненным циклом изделия. Детально прорабатываем вопросы применения так называемых цифровых двойников, оптимизации объема испытаний для сокращения сроков и стоимости при безусловном сохранении качества.
Как я понимаю, начинаем не на пустом месте: "в железе" уже есть научно-энергетический модуль (НЭМ)?
Владимир Кожевников: Все верно. НЭМ создавался для Международной космической станции. Чтобы не утилизировать практически новый модуль вместе с МКС, решено использовать его в качестве первого блока РОС. Конечно, доработки понадобятся. В частности, будут дооснащены системы управления, стыковки, жизнеобеспечения. Будет обеспечена возможность установки силовых гироскопических комплексов (гиродинов) для безрасходного управления ориентацией.
Какие еще будут модули?
Владимир Кожевников: После научно-энергетического на орбиту отправятся узловой и шлюзовой модули. Причем планируется сделать это одним пуском, на ракете-носителе "Ангара-А5М". Узловой обеспечит возможность дальнейшего развития станции, шлюзовой - выход экипажа в открытый космос.
Затем запустим базовый, который возьмет на себя функции управления станцией. Дальнейшее развитие РОС будет обеспечиваться целевыми модулями.
Много говорили о разработке трансформируемого модуля. Американцы уже испытывают свой на МКС. А на РОС будет?
Владимир Кожевников: В РКК "Энергия" и ЦНИИмаше разработаны свои проекты "трансформеров". Для понимания: такой модуль состоит из центрального жесткого отсека и разворачиваемой вокруг него многослойной мягкой гермооболочки. Что это значит? На орбиту он летит в сложенном виде: размеры при запуске примерно в три раза меньше. А после выведения в космос - раскрывается. И как раз тут основное преимущество. В то же время использование трансформируемых конструкций ограничено возможностями по обеспечению их теплового режима.
Могу сказать: на первом этапе в составе РОС "трансформера" не будет. Но не исключено, что один из модулей на последующих этапах получит надувную оболочку. Это позволит значительно увеличить объем для хранения грузов. Увеличит и жизненное пространство космонавтов, позволит разместить центрифугу. Если кто-то из частных компаний придет с такой идеей, безусловно, окажем поддержку.
Вы называете достаточно жесткие сроки развертывания станции - 2027-2032 годы. Они реальны?
Владимир Кожевников: Сроки действительно жесткие. Но они реальны при выполнении определенных условий. Каких? Прежде всего летом 2023 года завершить разработку эскизного проекта и успешно защитить его в госкорпорации "Роскосмос". Одновременно заключить необходимые госконтракты на создание космического комплекса Российской орбитальной станции со стартом работ в 2024 году.
При этом работы должны быть развернуты сразу по всем направлениям: создание орбитального комплекса РОС, создание наземного комплекса управления, проведение необходимых доработок космодрома "Восточный". Должна быть эффективно выстроена работа всей кооперации.
Для первоначального транспортно-технического обеспечения РОС предполагается использовать новый пилотируемый корабль и доказавший свою надежность космический грузовик "Прогресс". В варианте для новой станции - "Прогресс-РОС".
Вы говорили, что станция будет строиться по принципу конструктора и может быть "вечной". Что это значит?
Владимир Кожевников: Новая архитектура РОС - построение станции сразу с использованием узлового модуля повышенного ресурса. Грубо говоря, это шарик с шестью портами: остальные модули пристыковываются к нему. Допустим, базовый выработал свой ресурс. Его можно отстыковать и свести с орбиты, а на это место пристыковать новый. И ровно так же, в случае выхода из строя самого узлового модуля, можно сделать новый. Пристыковать с другой стороны базового, как бы создав новый центр станции.
Кстати, возможно и прибытие к РОС кораблей других стран. Но только если их стыковочные агрегаты соответствуют параметрам наших стыковочных узлов, признанных в качестве стандарта на международном уровне.
Одна из самых интересных новаций - внешняя платформа для обслуживания, ремонта и даже дозаправки спутников. Ведь такой еще никогда не было?
Владимир Кожевников: Не было. Задача обслуживания спутников и других космических аппаратов - новая. Для этого предусматриваем специальные механические, электрические и гидравлические интерфейсы. Обслуживание на "внешней подвеске" будет возможно как космонавтами во время выходов в открытый космос, так и с использованием робототехнических средств.
Кстати, дозаправку в космосе мы отработали еще в 1978 году. Эту систему у нас заказывала и ESA для своего грузового корабля АTV.
Чем еще РОС будет принципиально отличаться от МКС, "Мира", Салюта"?
Владимир Кожевников: Станция будет создаваться с применением новых материалов и сплавов. Также адитивных технологий, в том числе для изготовления сложных металлических деталей конструкции модулей. Планируем разместить на станции 3D-принтер для печати из пластика необходимых деталей приборов и интерьера. Предусматривается создание робототехнических средств, которых в нашей космонавтике никогда не было. Заделы создавались для "Бурана", но до космоса не дошли. Будут использоваться средства виртуальной и дополненной реальности, особенно в части подготовки космонавтов.
Кроме того, планируем восстановить утраченные технологии, которые не использовались при строительстве МКС. Те же силовые гироскопические комплексы, высокомощное энергопитание. На МКС гиродины только на американском сегменте, основная электроэнергия идет тоже оттуда.
Но у нас есть свое производство, необходимо и нужно делать свое. Вообще РОС станет плацдармом для отработки перспективных и совершенствования новых отечественных технологий в космосе. Включая технологии связи, производства материалов и комплектующих.
В свое время со станции "Салют-7", полет которой подходил к завершению, на "Мир" было перевезено ценное оборудование. Более 800 килограммов грузов! На российском сегменте МКС тоже много чего уникального. Будет ли оно перенесено на РОС?
Владимир Кожевников: Нет. Это практически невозможно. Разница наклонений орбит МКС и РОС не позволяет проводить такие перелеты с одной станции на другую. Расходы топлива будут слишком высоки. Однако преемственность научной программы обязательно сохраним, оборудование сделаем новое.
А возможен вариант, когда экипажи смогут одновременно работать и на МКС, и на РОС?
Владимир Кожевников: Проект предусматривает на первом этапе развертывания РОС одновременное функционирование российского сегмента МКС и новой станции. Соответственно и экипажи обеих станций какое-то время будут работать одновременно. Аналогичная ситуация была при развертывании МКС и завершении эксплуатации станции "МИР". Но, повторю, речи о перелете с МКС на РОС и обратно не идет.
На высокоширотной орбите человек еще не летал. Как станция и космонавты будут защищены от галактических лучей и радиации?
Владимир Кожевников: Корпусы модулей, приборы, агрегаты и кабели сами по себе частично защищают от радиации. Остатки радиационного излучения будут экранироваться средствами радиационной защиты. И прежде всего в зонах пребывания экипажа. Радиационная обстановка на борту будет контролироваться специализированной системой дозиметрического контроля.
Сейчас готовится полет биоспутника "Бион-М" № 2, который позволит получить практическую информацию по радиационным нагрузкам на этой орбите. Пока расчеты показывают, что обстановка на этих широтах вполне приемлема для пилотируемых полетов.
Знаю, что широко обсуждался вопрос, какой будет РОС: постоянно обитаемой или посещаемой? О рекордах в невесомости до года речь не идет?
Владимир Кожевников: Никаких рекордов. Длительность пребывания экипажа на станции четко определяется программой. Думаем, целесообразна такая схема: на этапе развертывания космонавты будут находиться на борту постоянно. Почему? Потребуется выполнять очень большой объем работ. Впоследствии станция может стать посещаемой. Прилетели, выполнили необходимую работу, улетели.
Кстати, российский сегмент МКС без космонавтов "жить" не может. Его консервация очень трудозатратна. А здесь буквально за сутки мы можем полностью и законсервировать станцию, и подготовить ее для работы.
А сколько космонавтов сможет работать на борту? У каждого будет спальная каюта?
Владимир Кожевников: Станция сможет принять и обеспечить всем необходимым до шести человек. Однако мы рассчитываем, что уровень автоматизации систем не потребует постоянного присутствия на борту более двух космонавтов.
Впервые в истории к разработке концептов интерьера космической станции приглашены студенты-дизайнеры Строгановки
На начальном этапе экспедиции планируются длительностью около 240 дней, а дальше - в формате посещения в зависимости от конкретных задач. Поэтому сразу будет оборудовано две каюты. А вот на будущих целевых модулях сможем разместить еще дополнительные. В том числе, например, для космических туристов.
Космонавты рассказывают, что спальные каюты в американском сегменте МКС чуть больше, чем наши. Зато в наших есть иллюминаторы. И вот это для настроения то, что надо. Над этим думают конструкторы?
Владимир Кожевников: Конечно. Мы стараемся максимально учитывать пожелания космонавтов. И каюты на нашей станции обязательно будут оснащены иллюминаторами.
В 1968 году группа американских архитекторов и промышленных дизайнеров, несмотря на возражения инженеров, убедила НАСА добавить в конструкцию орбитальной лаборатории "Скайлэб" обзорное окно. Тогда, мол, особенности человеческой психологии стали влиять на проектирование космических кораблей. Предусматриваются ли на РОС какие-то специальные опции для повышения комфорта экипажа?
Владимир Кожевников: Насчет специальных опций пока не скажу. Но то, что все нацелено на комфортную работу и жизнь космонавтов, - это факт. Цвет, свет, компоновка модуля, свободное пространство… Впервые в истории к разработке концептов интерьера космической станции приглашены студенты-дизайнеры Строгановки. Мы встречались с ребятами. Идей у них выше крыши, вплоть до футуристических. Но мы сразу договорились: пустые фантазии не нужны. Когда работы будут завершены, обязательно их покажем.
На завершающей стадии эскизного проектирования запланирована экспертиза проекта с привлечением Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. Безусловно, с участием отряда космонавтов "Роскосмоса".
Пробои "Союза МС-22" и "Прогресса МС-21" показали, насколько космические аппараты уязвимы перед метеороидами и космическим мусором. Говорят, что РОС будет защищена от частиц до 1 см, летящих с бешеной скоростью 10 км/сек. Это реально?
Владимир Кожевников: Да, модули РОС будут "одеты" в своеобразную многослойную броню - противометеороидные экраны. Возможности этих экранов будут подтверждены не только расчетами, но и экспериментально.
Экипажи на РОС будут доставляться с космодрома "Восточный" на новом пилотируемом корабле ПТК. На какой стадии находится его разработка?
Владимир Кожевников: К настоящему моменту завершен выпуск рабочей конструкторской документации и начато производство корпусных элементов отсеков летных образцов корабля. Поставляется бортовое оборудование для комплектации первой летной машины.
Полным ходом идет экспериментальная отработка: проводятся статические испытания корпусов корабля, на завершающей стадии оснащения находятся динамический и вертолетный макеты. Можно с уверенностью сказать, что к началу эксплуатации РОС первый экипаж будет доставлен на станцию именно на этом корабле.
Правда, что трасса выведения корабля пройдет над Северным Ледовитым океаном? Если это так, то как будут защищены космонавты в случае нештатной ситуации?
Владимир Кожевников: Прорабатываются различные траектории выведения. Если под нештатной ситуацией вы имеете в виду аварийное приземление в акватории Северного Ледовитого океана, то тут многое зависит от времени года старта.
Когда океан скован льдом, то это можно расценивать как приземление на жесткую поверхность. И проведение поисково-спасательных мероприятий будет осуществляться по сценарию зимней посадки, аналогичной "союзовской". Если же океан по траектории приземления частично или полностью свободен от ледяного покрова, то это уже можно расценивать как приводнение. Проведение поисково-спасательных мероприятий в таком случае будет осуществляться по сценарию поиска на водной поверхности.
В любом случае экипажу нужно будет просто дождаться поисково-спасательную группу. Для поддержания жизнедеятельности космонавтов есть носимый аварийный запас. Он обеспечивает выживание во всех климатических зонах, в том числе и таких экстремальных, как пустыня, горы и Арктика.
А что входит в его состав?
Владимир Кожевников: Теплозащитный костюм, запасы продуктов и воды. На случай приводнения есть гидрокомбинезоны "Форель": они обеспечивают автономное пребывание на плаву при температуре воды от минус 1 °С до плюс 30 °С и волнении моря до 5 баллов не менее 12 часов.
Я так поняла, что Российская орбитальная станция предполагается как хаб для обслуживания спутников, обеспечения связи с орбитальными группировками и много чего другого, что необходимо как госструктурам, так и бизнесу?
Владимир Кожевников: Да. Первое направление - это как раз представление услуг по заказу госструктур и бизнеса. Например, съемка заданных районов территории земного шара с необходимой периодичностью и передача данных на Землю. Причем мы ставим перед собой задачу обеспечить возможность доставки информации потребителю практически в реальном времени.
Второе направление - представление услуги платформы для установки оборудования заказчика. Мы обеспечим рабочее место, электрические и информационные интерфейсы, передачу данных на Землю. Третье направление - это рекламно-информационная деятельность.
Есть также четвертое возможное направление, которое нам как разработчикам очень интересно: станция как платформа для интеграции в ее состав коммерческих модулей. Сейчас эта тема активно обсуждается в рамках американского сегмента МКС. В будущем году планируется начать интеграцию в состав станции модулей компании Axiom для космического туризма и исследований.
Мы также готовы и всячески приветствуем появление частных компаний, которые готовы будут разработать свои модули (в том числе и трансформируемые надувные) для возможного их включения в состав РОС. Такие организации могут полностью рассчитывать на любую помощь со стороны РКК "Энергия" в части поддержки разработки и интеграции модулей в станцию. Несколько меморандумов о возможном сотрудничестве уже подписаны, взаимный интерес имеется.
Вопрос из блогосферы: зачем запускать новую станцию, если, как считают некоторые, с помощью ста спутников дистанционного зондирования Земли можно делать то же самое лучше и дешевле?
Владимир Кожевников: Очень популярный вопрос. Он задается, наверное, с зарождения пилотируемой космонавтики. Попробую ответить. Во-первых, станция будет стоить гораздо дешевле, чем сто аппаратов ДЗЗ. А главное: станция - не просто большой спутник зондирования Земли.
Станция - совокупность разнообразной целевой аппаратуры и задач. Это медико-биологические эксперименты, оборудование для экспериментального производства, научно-образовательная деятельность, телескопы и радары разных диапазонов, аппаратура сканирования Земли. Мы говорим о задачах, которые роботам сегодня выполнить без участия человека не под силу.
Мы хотим изменить принцип создания орбитальных станций. Чтобы идти именно от задачи использования, объект должен быть нацелен сразу на получение результата практической или научной деятельности. Поэтому и предполагается иметь много рабочих мест для установки оборудования. При необходимости использовать свободнолетающие модули, обеспечивать потребителя достаточным уровнем энергетики, что в первую очередь требуется для больших радиосистем.
Да, если говорить современным языком, станция предполагается как некая экосистема, хаб. Мы готовы предоставить нашим космическим предприятиям возможность отработки технологий и получения летной квалификации перспективного оборудования. Также представляется востребованной возможность оперативного восполнения функционала в случае выхода из строя специализированных спутников: можно привезти аппаратуру, установить на станцию и получать полезную информацию до восстановления целевого космического аппарата.
При этом никто не снимал с нас задач исследования комплекса проблем "человек в космосе". В том числе для решения основной целевой медико-биологической задачи РОС - обеспечения полетов человека в дальнем космосе за пределами низкой околоземной орбиты. Выбранное наклонение орбиты 96,8 градуса дает такую возможность. Будут продолжены работы по биотехнологическим экспериментам.
Сейчас на этапе эскизного проекта прорабатываются возможности использования РОС как стапеля для сборки больших конструкций, в том числе межпланетных перелетных комплексов. Конечно, задача эта не сегодняшнего дня. Но такую возможность мы должны рассмотреть.
А рассматривается ли РОС как "ступенька" к пилотируемому полету на Луну?
Владимир Кожевников: Безусловно. Уже сейчас понятно, что новая станция поможет отработать технологии дальних космических полетов. Рассматривается вариант сборки на РОС межпланетных экспедиционных комплексов, в том числе для полетов к Луне. Вообще, станция должна быть полигоном на околоземной орбите для всего нового в космосе.

Главный конструктор и его команда
Владимир Кожевников родился в 1974 году в городе Калининграде Московской области. Потомственный "энергетик". Родители проработали всю свою трудовую жизнь на "Энергии".
Пришел на предприятие в 1997 году, сразу после окончания МГТУ им. Баумана. Занимался имитационным моделированием, созданием тренажеров для подготовки космонавтов и астронавтов как в российском ЦПК, так и в центрах подготовки астронавтов стран-партнеров по МКС. Ученик академика Евгения Микрина.
С 2014 года активно занимался системой управления движением и навигации как отвечающий за систему в целом на всех изделиях "РКК "Энергия". С сентября 2022 года - главный конструктор Российской орбитальной станции.
"Мы хотим, чтобы основное ядро проекта РОС составляли молодые люди, с новым взглядом на мир, - говорит Владимир Кожевников. - Проект должен делаться быстро и не терять темпа".
У главного конструктора три заместителя по направлениям создания космического комплекса, целевым и прикладным задачам - Рустам Абдулхаликов, Станислав Конев и Петр Ермаков. Возраст - от 38 до 44 лет. По-хорошему одержимые космосом, желанием создать новое и получить результат. "Работать ради процесса мы не хотим", - подчеркивает Владимир Кожевников.

Цитата
Юрий Борисов, генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос": "МКС - великое достижение, но сегодня эквивалент отдачи от станции для нас значительно ниже, чем затраты на ее эксплуатацию. К тому же никто из инженеров не может сказать, когда закончится жизненный цикл станции. Американцы рассчитывают эксплуатировать МКС и после 2030 года - катать туда туристов. Но нам надо иметь альтернативу и формировать нашу станцию начиная с 2027 года. Целесообразность создания станции обусловлена в первую очередь грамотной, системной и очень востребованной научной программой. Цель - получать новые знания, а не просто отправлять туда космонавтов". (Из интервью Юрия Борисова РИА Новости)
Аватара пользователя
Administrator
Сообщения: 159980
Зарегистрирован: 27 июн 2011 19:11
Пол: Мужской
Зодиак:: Овен
Страна:: Украина
Имя: Роман
Мой телевизор :: BRAVIS LED-39G5000 + T2 , BRAVIS LED-1697 bleck, Liberton D-LED 3225 ABHDR,
Мой ресивер:: STRONG 4450, Gi HD Mini, Trimax TR-2012HD plus (Т2), Beelink W95 (2Гб/16Гб), X96 X4 (905X4/2GB/16GB)
Мои спутники:: 4°W,5°E,13°E - ( Два штука ) + 36°E KУ
Благодарил (а): 1830 раз
Поблагодарили: 6457 раз

Роскосмос сообщил о проблемах на «Луне-25» — подробности выясняются

На автоматической межпланетной станции «Луна-25» возникли проблемы. Специалистами Роскосмоса ведётся анализ ситуации.

Изображение
Сегодня, в соответствии с программой полета, автоматической станцией «Луна-25» в 14:10 по московскому времени был выдан импульс для перехода на предпосадочную орбиту. В ходе выполнения операции на борту автоматической станции произошла нештатная ситуация, которая не позволила выполнить маневр с заданными параметрами, сообщает Роскосмос.

В настоящее время специалисты группы управления разбираются в произошедшем. Другие подробности неизвестны.

Вчера в 09:20 мск двигательная установка «Луны-25» уже выполняла коррекцию орбиты длительностью 40 секунд. Тогда операция прошла штатно. Как утверждал Роскосмос, все бортовые системы «Луны-25» работали нормально, связь со станцией была устойчивая.

Автоматическая станция «Луна-25» — первая в современной истории России лунная миссия. Она стартовала с космодрома Восточный 11 августа. По задумке, «Луна-25» станет первой в истории станцией, которая сядет на Южном полюсе Луны. Это должно произойти 21 августа.
Ответить

Вернуться в «Новости космоса. Космическая отрасль.»

  • Информация